Для начала давайте выясним кто такой нейтив спикер или носитель языка. Носитель языка (native speaker – нейтив спикер) – это человек, росший в некой языковой среде, например в англоязычной, и впитавший язык с молоком матери. Информация вокруг была исключительно на английском языке: газеты, журналы, новости; разговоры друзей, родственников, соседей; музыка, фильмы, книги и т.д.
Каждый из жителей планеты – носитель языка своей страны. И если вы решите поехать, например, в Канаду и обучать местных жителей украинскому – вы будете для них носителем украинского языка, так как вы из Украины. Нас, как изучающих английский язык, интересуют носители английского языка.
Говоря о занятиях английским с носителем, люди подразумевают:
либо изучение языка с нуля, когда носитель закладывает все, начиная с азов;
либо разговорную практику с носителем и расширение уже обретенных знаний, накопленных другим методом.
Поговорим о достоинствах и недостатках каждого из подходов.
Изучая английский с носителем языка, вне зависимости от формата: будь то изучение с нуля, или с некоего уровня, ученик сталкивается с двумя особенностями:
языковой барьер;
разница менталитетов.
И если с языковым барьером ситуация кажется очевидной и понятной, то с менталитетом не сразу. Возникает вопрос: где связь? Менталитет и язык – две неразрывно связанные вещи. Изучая язык, человек не только набирает новый запас слов. Язык – это ключ для знакомства с культурой, историей, обычаями, характером народа, чей язык изучается. Сразу становится понятным, какой народ говорит на нем: открытый, общительный, или может более скрытный, сдержанный?
Как любой подход в изучении языка, английский с носителем языка обладает рядом преимуществ и недостатков. Посмотрим на них на контрасте, так сказать.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Носитель языка легко услышит и исправит ошибки в произношении, в применении слов и при построении предложений, но…. | Но не каждый носитель сможет растолковать почему это ошибка, особенно если речь идет о грамматике и лексике. Ведь им предложение просто “на слух” не ложится, а чтобы сказать почему – надо разобрать предложение на сегменты и объяснить, что трудно сделать без украинского в арсенале и без тщательного изучения структуры языка. |
Соблазн перейти на родной язык в беседе исчезает, так как носитель вас не поймет. Поэтому вы волей-неволей должны говорить исключительно на английском, но… | Но носители языка склонны критиковать и поправлять каждую ошибку в предложении. Плюс из-за обилия английской речи занятия могут показаться слишком интенсивными. У ученика создается впечатление, что он все делает неправильно и вместо победы у него провал, и студент предпочитает бросить курсы английского с носителем со словами “английский – это не мое”. |
Нейтив спикер будет обучать живому разговорному языку, а не прописанным спискам слов из старых учебников, что сделает вашу речь более настоящей, но… | Но носители языка, если у них отсутствует опыт преподавания, склонны выбирать сложную лексику, при наличии немудрёных альтернатив, что вызывает трудности у студентов. Особенно это трудно для детей. Плюс у каждого человека присутствует собственный излюбленный и активно используемый запас слов. Нейтивы – не исключение. Ориентироваться на словарный запас одного носителя, как на общепринятую норму – неверно. |
Носитель языка поставит правильное произношение без акцента, но… | Но это не на 100% правда. Постановка произношения зависит как от преподавателя, кто произносит слова, так и от студента, который в итоге эти слова проговаривает. Поэтому если студент не старается, то никакой нейтив не сделает это вместо ученика. |
Нейтив спикер на примере своей речи покажет как применять сложные конструкции, например, Present Perfect Continuous или Future in the Past, но… | Но без знания украинского языка, вряд ли сможет донести фундаментальное отличие от других времен, подробно объяснить какая суть этой конструкции и почему сию секунду место непосредственно для “этого” оборота. |
Как видите, и достоинства, и недостатки весомы. И выбирая такой формат, важно учитывать собственные особенности, плюс оговаривать тонкости сотрудничества с носителем “на берегу”. Например, ученик относится к типу людей, которым только хуже, если ошибки постоянно поправлять, а носитель попался – любитель “тыкать носом в ошибки”. В таком случае английский с носителем языка принесет только трудности. Чтобы этого избежать, нужно либо договориться, что носитель не будет постоянно исправлять, либо искать того, кто придерживается такой же точки зрения в отношении ошибок.
Также, помните, что большинство носителей языка – студенты, приехавшие к нам обучаться, а их цель – подработка в свободное от учебы время. Не каждый относится к этому серьезно. Если вы ищете только собеседника, тогда это рабочий вариант. Если вы ищете нейтива для полноценного обучения – ищите профессиональных преподавателей, чтобы не терять ни время, ни деньги, ни – главное – веру в себя.
Украиноязычный преподаватель, в отличие от носителя языка, владеет двумя достоинствами:
не только находит ошибки в речи или на письме, но и может растолковать правило на родном языке студента, чтобы дать как можно больше понимания по теме и тем самым искоренить ошибку;
точно знает, с какими трудностями сталкивается ученик, ведь он сам тоже когда-то проходил через это все, и может помочь справиться с ними.
Без недостатков украиноязычный преподаватель не обходится. Для результативной и качественной работы:
нужно постоянно усердно заниматься повышением собственного уровня знаний, потому что без практики навык теряется, что не грозит носителям языка;
необходимо следить за “языковыми трендами”: знать, что меняется в мире лексики и грамматики, углублять свои грамматические познания даже в базовых правилах и уметь их применять свободно в речи, чтобы потом передать студентам.
Но будем честными, не каждый преподаватель будет этим заниматься. К сожалению. Чего, к счастью, нельзя сказать о преподавателях English Prime.
Школа английского языка English Prime создала союз, который по результативности дает наивысшие показатели: союз носителей языка и украиноязычных преподавателей. Как это работает?
И преподаватели, и носители языка проходят строгий отбор и обучение прежде чем приступить к работе со студентами.
Преподаватель дает детальное объяснение грамматики и лексики, обучает студентов применять это в беседе посредством разговорной практики. Материал дается в соответствие с программой обучения, где собрана только настоящая, живая речь, без клише из старых учебников.
Носитель языка выступает связующим звеном с англоязычным миром и показывает, что знания, полученные на занятиях – не устаревшая информация, а живой язык. Если студенты ответственно подошли к изучению теории, то разговор с носителем будет в удовольствие. 🥳
Также нейтив спикер помогает убрать дискомфорт, который возникает при общении с посторонними людьми, ещё и с иностранцем. (Собственно этот дискомфорт и заставляет нас впадать в ступор за границей. А ещё страх сделать ошибку и выглядеть глупо в глазах иностранца. Но об этом чуть позже.)
Преподаватели English Prime постоянно повышают квалификацию в области преподавания, а также упорно работают над собственными знаниями английского, углубляя и доводя до совершенства. Но, как известно, нет предела совершенству, поэтому наши преподаватели никогда не останавливаются в этом процессе. 🎢
Практика на онлайн курсах английского с носителями языка – неотъемлемая часть обучения, поэтому наши нейтивы также совершенствуются в работе со студентами. В дополнение к этому носители принимают экзамены, чья оценка выступает одним из основных показателем при переводе студента на следующий уровень.
Важно: носитель языка становится участником процесса обучения студентов начиная с уровня Pre-Intermediate. До этого уровня студенты работают исключительно с украиноязычным преподавателем, так как базы знаний еще недостаточно для поддержания простейшего диалога.
Как видите: союз преподавателя и носителя языка дает тот результат, который не дает каждый из них по отдельности. Поэтому наши студенты, пройдя все уровни, говорят по-английски на равных с носителями. Обращайте на это внимание, когда будете подыскивать курсы английского в Киеве с носителями языка.
Теперь поговорим об ошибках и страхе показаться глупым в глазах незнакомого человека.
Что такое ошибка? Это признак того, что часть информации усвоилась некорректно. Если сравнить английский язык с роскошным автомобилем, то ошибка – это некая поломка. И чем больше поломок, тем меньше шансов далеко уехать.
Люди, изучающие английский, как правило, сразу говорят “я хочу, чтоб вы исправляли каждую мою ошибку”. Но это все равно что постоянно доливать бензин в машину, в надежде, что та чудом “исцелится”, вместо того, чтоб спокойно, не спеша посмотреть что и где сломалось.
В языковой школе English Prime желание говорить правильно и без ошибок только приветствуется, но нет нужды загонять себя в ещё большие комплексы постоянным исправлением ошибок. Собственно поэтому наши носители не критикуют и не исправляют студента. С ошибками мы работаем иначе: глубоко и на опережение.
В основе методики преподавания на языковых курсах English Prime лежит принцип постепенности, идея которого заключается в разделении объемного блока информации на меньшие, с целью повышения усвояемости, тем самым минимизируя риск совершения ошибок. Поэтому:
Первый шаг работы с ошибками в English Prime: качественное донесение теории на понятном студентам языке, а также отработка студентами изученной теории на практике, до полного понимания. Этот этап при правильной проработке исключает большой процент ошибок в дальнейшем.
Второй шаг работы с ошибками в English Prime осуществляется через наблюдение: в ходе беседы с носителем, преподаватель не вмешивается, только наблюдает, слушает и отмечает в какой лексике и грамматике студенты проседают, а какую употребляют легко и уверенно. На основе этого учитель дает дополнительные задания, тесты и упражнения, чтобы устранить ошибку и без препятствий двигаться к новому блоку теории.
Если вовсе коротко, то:
преподаватель отвечает за качественное усвоение студентами материала, а также за устранение ошибок, которые проявляются в самых стрессовых ситуациях — в общении с носителем;
носитель отвечает за помощь студентам в применении полученных знаний в реальном общении.
Возможно, было бы проще “тыкать носом” студентов в ошибки или делать вид, что ошибок нет в принципе, как делают в других школах. Но наша цель – помочь людям заговорить на английском так же свободно, как на родном языке. Поэтому, если продолжить сравнение с автомобилем, мы предпочитаем внимательно относиться к малейшей поломке, устранять ее и уверенно отправляться в путь: в дивный мир английского языка.
Общение с носителем языка начинается на уровне Pre-Intermediate, когда студенты набрали минимальную базу знаний и способны поддержать несложный диалог с иностранцами на равный.
Изучение английского с native speaker, на курсах или индивидуально – это все инструменты для достижения цели. Если цель найти человека для общения, обсуждения новостей и событий, только на английском, без соблазна перескочить на родной язык – носитель языка подойдет как нельзя лучше. И носитель не должен быть преподавателем по специальности. Если цель обучаться английскому из “первоисточника” так сказать, тогда ищите носителя языка с опытом преподавания и развитыми навыками донесения информации. Также обучение с носителем подойдет тем, кто:
не боится критики;
готов “прыгнуть выше головы” и пытаться успевать усваивать всю информацию на английском;
пробует разные варианты обучения и готов рисковать без гарантий на результат.
Вне зависимости от формата обучения, изучение английского – это труд. Поэтому совет будет один для всех:
упорно трудитесь;
помните, что ваш результат – это ваша ответственность;
практикуйтесь при каждом подходящем (и неподходящем) случае: наши студенты часто притворяются иностранцами в привычных для себя местах, тем самым тренируя навык общения на английском;
фокусируйтесь на цели – ради чего эти усилия, тогда трудности будут выглядеть менее устрашающе.