В английском языке насчитывается множество глаголов. Их делят на правильные и неправильные. И если с первой группой всё просто, то вот вторая группа вызывает трудности: начиная с того, как это все запомнить и заканчивая тем, как их не перепутать в использовании. Вот именно второй группе и будет посвящена эта статья.
Считается, что примерно 97% всех английских глаголов – правильные: со всеми ними в прошедшем времени применяется окончание -ed. Оставшееся число – неправильные глаголы и с ними не все так однозначно.
Для начала разберемся как работают глаголы. У каждого из глаголов выделяются три формы.
Первая форма глагола (V1), он же инфинитив, используется как основа для создания всех остальных форм, особенно что касается настоящего и будущего, а также форм с -ing окончанием.
Вторая форма (V2) применяется только в простом прошлом времени.
Третья форма (V3) работает всегда в паре с основным глаголом: be – для работы с Passive Voice, have – для работы с группой времен Perfect.
| Irregular verbs | Regular verbs |
---|---|---|
V1 (основа для Present Simple, Future Simple и форм с -ing окончанием) | be | cook |
He wanted to be a doctor.
We like being in the open air.
I know he will be absolutely happy. | She has to cook something for lunch.
What about cooking anything tasty? | |
Present Simple | amisare | cookcooks |
I am proud of my students.
He is known to work overtime.
They are famous for that concert. | His parents cook turkey some times a year.
She cooks little meat. | |
V2 или Past Simple | waswere | cooked |
She was abroad when it happened.
Those guys were on a business trip. | Having done homework, she cooked fish and vegetables. | |
V3 или Past Participle | been | cooked |
Have you ever been to that pub? | She has not cooked anything yet. |
Как видите, неправильные глаголы значительно отличаются по формированию от правильных. Откуда же взялось это разделение на правильные и неправильные? Английский язык позаимствовал слова из разных языков, включая французский, греческий, латынь и немецкий. В этом можно убедиться, изучая слово в словаре:
У всех слов, в связи с разным языком происхождения, были разные окончания в настоящемпрошломбудущем. Чтоб как-то это контролировать и немного упорядочить в 17-18 веке было принято ряд попыток ввести одно общее правило для всех глаголов: окончание -S в настоящем времени для третьих лиц и окончание -ED для прошлого времени. Как вы уже поняли, 97% слов “подчинились правилам” и попали в категорию правильных глаголов. Оставшиеся 3%, даже по прошествии стольких лет остались непреклонными и получили название “неправильные”, так как не подчиняются общему правилу.
На данный момент современниками насчитывается около 400 неправильных глаголов. Нет, все их учить нет потребности, разве что вы планируете читать английскую классическую литературу в оригинале. Для тех, кто применяет английский в путешествиях, достаточно будет знать от 50 до 100 неправильных глаголов. Если ваш английский связан не просто с путешествиями и отдыхом, но и с бизнесом, тут уже стоит знать от 100 до 200 глаголов, в зависимости от вашего уровня вовлеченности в переговоры и встречи. Для среднестатистического пользователя английского языка достаточно +- 100 основных глаголов.
Важно понимать одну тонкость. Один глагол может быть основой для других глаголов:
make – made – made – делать, создавать
do (does /dʌz/) – did – done – делать, выполнять
Как видите, выучив глагол, что лежит в основе, например do, легко понять значение других слов и правильно сделать форму в прошлом: выучив один глагол вы будете правильно употреблять 7 других глаголов, с такой же основой.
Как же выучить неправильные глаголы английского языка? Есть разные способы: кто-то составляет стихи, кто-то “зубрит”, кто-то составляет схемы, рисует рисунки и ищет сходство. Это всё имеет место быть но с одним маленьким “НО”. Все эти методы сработают только тогда, когда вы досконально будете понимать значение и смысл глагола в его первой форме. Уверенно владея этим знанием, вы можете подключить стишки и схемы, как способ быстрее выучить вторую и третью формы глагола. Но это никак не может считаться основным методом изучения неправильных глаголов.
Что же делать? Прежде всего важно отметить, что их изучение стоит начинать уже с начальных уровней, и делать это необходимо методично и постепенно. Английские глаголы могут означать разные вещи, но на русском или украинском эти слова могут переводиться одинаково:
solve – решить
decide – решить
Два разных глагола, которые при переводе кажутся одинаковыми. Однако, при детальном рассмотрении мы видим другую картину:
solve – решить (относится к конфликтам, трудностями задачам)
decide – решить (относится к личному выбору)
Таких случаев масса. И зазубривание здесь пойдет никак не на пользу, а во вред. Важно четко понимать какой смысл вкладывается в глагол. Этого можно достичь только практикой и работой с реальными ситуациями.
Самый простой и эффективный способ: составлять примеры, касающиеся определенного глагола, основываясь на вашем жизненном опыте.
Алгоритм изучение слова можно разделить на два блока:
Первый – основополагающий, без него все остальное не сработает или сработает на очень короткий срок:
Второй блок – дополнительный. Это то, что поможет ускорить изучение слов и быстрее закрепит их в вашем лексиконе:
Отвечая на вопрос: возможно ли выучить все неправильные глаголы быстро и навсегда.
Скорость изучения глаголов, и не только их, зависит от вашей скорости обучения. Важно помнить, что скорость обучения можно увеличить. Основная задача – постоянная и методичная работа. Также необходимо помнить, что примеры, которые вы составляете при изучении слов – непосредственно влияют на скорость. Чем реальнее примеры, тем быстрее вы запомните неправильные глаголы, и это касается не только английского языка, но и любого другого.
Ко всему прочему качество примеров влияет на качество изучения слов. По сути от них зависит на сколько долго вы будете помнить это слово и будете ли способным его применить. Навсегда это будет или нет. Связь проста: чем больше примеров вы составите во время изучения слова и чем реальнее они будут, тем дольше вы будете их помнить и применять. Такая схема работает не только с английским языком, но и с нашим родным. Есть слова, которые мы используем постоянно или очень часто, следовательно, они быстро приходят на ум при общении. Есть слова, которые мы реже применяем, а значит нам труднее вспомнить их в беседе и нужно больше времени, чтоб понять о чем речь.
ВАЖНО: ваш активный словарный запас (в любом языке) зависит от ваших интересов, круга общения, профессии и т.д. Учитывайте это, когда изучаете язык, читаете книги, смотрите фильмы. Если вы не можете вспомнить какое-то слово сразу, возможно вы а) не доучили его; б) это не самое популярное слово в вашем лексиконе.
Если вы относитесь к любителям табличек, потому что вам так легче воспринимать информацию и вы всегда пытаетесь найти логику в том, что изучаете, вы можете разбить все неправильные глаголы английского языка на 4 логические группы:
глаголы у которых V1=V2=V3 (все 3 формы одинаковые)
глаголы у которых V2=V3, а V1 – отличается
глаголы у которых V1=V3, а V2 – отличается
глаголы у которых V1≠V2≠V3 (все 3 формы разные)
V1 | V2 | V3 | Translation |
---|---|---|---|
cost [kɒst] | cost [kɒst] | cost [kɒst] | стоить |
cut [kʌt] | cut [kʌt] | cut [kʌt] | резать (-ся) |
put [pʊt] | put [pʊt] | put [pʊt] | класть |
set [sɛt] | set [sɛt] | set [sɛt] | устанавливать, садиться (солнце) |
V1 | V2 | V3 | Translation |
---|---|---|---|
bring [brɪŋ] | brought [brɔ:t] | brought [brɔ:t] | принести |
build [bɪld] | built [bɪlt] | built [bɪlt] | строить |
burn [bɜ:n] | burnt [bɜ:nt] | burnt [bɜ:nt] | жечь, гореть |
buy [baɪ] | bought [bɔ:t] | bought [bɔ:t] | купить |
catch [kætʃ] | caught [kɔ:t] | caught [kɔ:t] | ловить |
V1 | V2 | V3 | Translation |
---|---|---|---|
become [bɪˈkʌm] | became [bɪˈkeɪm] | become [bɪˈkʌm] | становиться |
come [kʌm] | came [keɪm] | come [kʌm] | приходить, приезжать |
run [rʌn] | ran [ræn] | run [rʌn] | бежать |
V1 | V2 | V3 | Translation |
---|---|---|---|
be [bi:] | was, were [wɒz], [wɜ:] | been [bi:n] | быть, находиться |
begin [bɪˈgɪn] | began [bɪˈgæn] | begun [bɪˈgʌn] | начинать(ся) |
choose [tʃu:z] | chose [tʃoʊz] | chosen [tʃoʊzn] | выбирать |
shake [ʃeɪk] | shook [ʃʊk] | shaken [ʃeɪkən] | трясти, дрожать |
swim [swɪm] | swam [swæm] | swum [swʌm] | плыть |
take [teɪk] | took [tʊk] | taken [‘teɪkən] | брать |
Последнюю группу вы можете разделить для удобства, ориентируясь по произношению V3. По такому принципу строятся все стишки-запоминалочки:
V1 | V2 | V3 | Translation |
---|---|---|---|
drive [draɪv] | drove [droʊv] | driven [drɪvn] | водить, гнать |
eat [i:t] | ate [ɛt] | eaten [i:tn] | есть (пищу) |
forbid [fəˈbɪd] | forbade [fəˈbeɪd] | forbidden [fəbɪdn] | запретить |
forgive [fəˈgɪv] | forgave [fəˈgeɪv] | forgiven [fəgɪvn] | простить |
hide [haɪd] | hid [hɪd] | hidden [hɪdn] | прятать(ся), скрывать(ся) |
write [raɪt] | wrote [roʊt] | written [rɪtn] | писать |
V1 | V2 | V3 | Translation |
---|---|---|---|
begin [bɪˈgɪn] | began [bɪˈgæn] | begun [bɪˈgʌn] | начинать(ся) |
swim [swɪm] | swam [swæm] | swum [swʌm] | плыть |
sing [sɪŋ] | sang [sæŋ] | sung [sʌŋ] | петь |
Последние две таблицы приведены для наглядности. По такому принципу вы можете распределить все изучаемые слова.
Ниже приведена таблица основных неправильных глаголов, которую изучают наши студенты в школе английского языка English Prime с транскрипцией и переводом. Вы можете сохранить её себе и начать изучение.
V1 | V2 | V3 | Translation |
---|---|---|---|
be [bi:] | was, were [wɒz], [wɜ:] | been [bi:n] | быть, находиться |
beat [bi:t] | beat [bi:t] | beaten [bi:tn] | бить, колотить, взбивать |
become [bɪˈkʌm] | became [bɪˈkeɪm] | become [bɪˈkʌm] | становиться |
begin [bɪˈgɪn] | began [bɪˈgæn] | begun [bɪˈgʌn] | начинать(ся) |
bend [bɛnd] | bent [bɛnt] | bent [bɛnt] | гнуть(ся), сгибать(ся) |
bite [bʌɪt] | bit [bɪt] | bitten [bɪtn] | кусать(ся) |
blow [bloʊ] | blew [blu:] | blown [blu:] | дуть |
break [breɪk] | broke [broʊk] | broken [broʊkən] | ломать |
bring [brɪŋ] | brought [brɔ:t] | brought [brɔ:t] | принести |
build [bɪld] | built [bɪlt] | built [bɪlt] | строить |
burn [bɜ:n] | burned/burnt [bɜ:nd/bɜ:nt] | burned/burnt [bɜ:nd/bɜ:nt] | жечь, гореть |
buy [baɪ] | bought [bɔ:t] | bought [bɔ:t] | купить |
catch [kætʃ] | caught [kɔ:t] | caught [kɔ:t] | ловить |
choose [tʃu:z] | chose [tʃoʊz] | chosen [tʃoʊzn] | выбирать |
come [kʌm] | came [keɪm] | come [keɪm] | приходить |
cost [kɒst] | cost [kɒst] | cost [kɒst] | стоить |
cut [kʌt] | cut [kʌt] | cut [kʌt] | резать |
deal [di:l] | dealt [dɛlt] | dealt [dɛlt] | торговать |
dig [dɪg] | dug [dʌg] | dug [dʌg] | копать |
do [du:] | did [dɪd] | done [dʌn] | делать |
draw [drɔ:] | drew [dru:] | drawn [drɔ:n] | рисовать, тащить |
dream [dri:m] | dreamed/dreamt [dri:md/drɛmt] | dreamed/dreamt [dri:md/drɛmt] | видеть сны, мечтать |
drink [drɪnk] | drank [drænk] | drunk [drʌnk] | пить |
drive [draɪv] | drove [droʊv] | driven [drɪvn] | водить, гнать |
eat [i:t] | ate [ɛt] | eaten [i:tn] | есть (пищу) |
fall [fɔ:l] | fell [fɛl] | fallen [fɔ:lən] | падать |
feed [fi:d] | fed [fɛd] | fed [fɛd] | кормить(ся), питаться |
feel [fi:l] | felt [fɛlt] | felt [fɛlt] | чувствовать |
fight [faɪt] | fought [fɔ:t] | fought [fɔ:t] | бороться, драться |
find [faɪnd] | found [faʊnd] | found [faʊnd] | находить |
fly [flaɪ] | flew [flu:] | flown [floʊn] | летать |
forbid [fəˈbɪd] | forbade [fəˈbeɪd] | forbidden [fəbɪdn] | запретить |
forget [fəˈget] | forgot [fəˈgɒt] | forgotten [fəˈgɒtn] | забыть |
forgive [fəˈgɪv] | forgave [fəˈgeɪv] | forgiven [fəgɪvn] | простить |
get [get] | got [gɒt] | gotten/got [gɒtn/gɒt] | получать, становиться, добираться |
give [gɪv] | gave [geɪv] | given [gɪvn] | давать |
go [goʊ] | went [wɛnt] | gone [ɡɒn] | идти, ехать, уходить, уезжать |
grow [groʊ] | grew [gru:] | grown [groʊn] | расти, выращивать |
hang [hæŋ] | hung [hʌŋ] | hung [hʌŋ] | висеть, повесить |
have [hæv] | had [hæd] | had [hæd] | иметь |
hear [hɪə] | heard [hɜ:d] | heard [hɜ:d] | слышать |
hide [haɪd] | hid [hɪd] | hidden [hɪdn] | прятать(ся) |
hit [hɪt] | hit [hɪt] | hit [hɪt] | ударить |
hold [hoʊld] | held [hɛld] | held [hɛld] | держать, проводить |
hurt [hɜ:t] | hurt [hɜ:t] | hurt [hɜ:t] | ранить, обижать |
keep [ki:p] | kept [kɛpt] | kept [kɛpt] | держать, хранить, сохранять |
knit [nɪt] | knit [nɪt] | knit [nɪt] | вязать |
know [noʊ] | knew [nju:] | known [noʊn] | знать |
lay [leɪ] | laid [leɪd] | laid [leɪd] | класть, нести (яйца) |
lead [li:d] | led [lɛd] | led [lɛd] | вести |
lean [li:n] | leant [lɛnt] | leant [lɛnt] | опираться |
learn [lɜ:n] | learned/learnt [lɜ:nd/lɜ:nt] | learnt [lɜ:nt] | учить(ся) |
leave [li:v] | left [lɛft] | left [lɛft] | оставлять, уезжать |
lend [lɛnd] | lent [lɛnt] | lent [lɛnt] | давать взаймы |
let [lɛt] | let [lɛt] | let [lɛt] | позволять |
lie [laɪ] | lay [leɪ] | lain [leɪn] | лежать |
light [laɪt] | lit/lighted [lɪt/laɪtɪd] | lit/lighted [lɪt/laɪtɪd] | зажигать, освещать |
lose [lu:z] | lost [lɒst] | lost [lɒst] | терять |
make [meɪk] | made [meɪd] | made [meɪd] | делать, создавать |
mean [mi:n] | meant [mɛnt] | meant [mɛnt] | означать, иметь в виду |
meet [mi:t] | met [mɛt] | met [mɛt] | встретить, знакомиться |
pay [peɪ] | paid [peɪd] | paid [peɪd] | платить, оплачивать |
put [pʊt] | put [pʊt] | put [pʊt] | класть |
read [ri:d] | read [rɛd] | read [rɛd] | читать |
ride [raɪd] | rode [roʊd] | ridden [rɪdn] | ездить верхом |
ring [rɪŋ] | rang [ræŋ] | rung [rʌŋ] | звонить |
rise [raɪz] | rose [roʊz] | risen [rɪzn] | подниматься |
run [rʌn] | ran [ræn] | run [rʌn] | бежать |
say [sɛɪ] | said [sɛd] | said [sɛd] | сказать |
see [si:] | saw [sɔ:] | seen [si:n] | видеть |
sell [sel] | sold [soʊld] | sold [soʊld] | продавать |
send [sɛnd] | sent [sɛnt] | sent [sɛnt] | посылать, отправлять |
set [sɛt] | set [sɛt] | set [sɛt] | ставить, устанавливать, садиться (солнце) |
shake [ʃeɪk] | shook [ʃʊk] | shaken [ʃeɪkən] | трясти, дрожать |
shave [ʃeɪv] | shaved [ʃeɪvd] | shaven [ʃeɪvən] | брить(ся) |
shine [ʃaɪn] | shone [ʃoʊn] | shone [ʃoʊn] | светить, сиять |
shoot [ʃu:t] | shot [ʃɒt] | shot [ʃɒt] | стрелять |
show [ʃoʊ] | showed [ʃoʊd] | shown [ʃoʊn] | показывать, проявлять (чувства) |
shut [ʃʌt] | shut [ʃʌt] | shut [ʃʌt] | закрывать |
sing [sɪŋ] | sang [sæŋ] | sung [sʌŋ] | петь |
sink [sɪŋk] | sank [sæŋk] | sunk [sʌŋk] | погружаться, тонуть |
sit [sɪt] | sat [sæt] | sat [sæt] | сидеть |
sleep [sli:p] | slept [slɛpt] | slept [slɛpt] | спать |
smell [smel] | smelt [smɛlt] | smelt [smɛlt] | пахнуть; нюхать; чувствовать запах |
speak [spi:k] | spoke [spoʊk] | spoken [spoʊkən] | разговаривать, говорить (с, на) |
spell [spel] | spelt [spɛlt] | spelt [spɛlt] | произносить или писать по буквам |
spend [spend] | spent [spɛnt] | spent [spɛnt] | тратить; проводить (время) |
spill [spɪl] | spilt [spɪlt] | spilt [spɪlt] | проливать(ся), разливать(ся) |
spoil [spoɪl] | spoilt [spoɪlt] | spoilt [spoɪlt] | портить(ся); баловать |
stand [stænd] | stood [stʊd] | stood [stʊd] | стоять |
steal [sti:l] | stole [stoʊl] | stolen [stoʊlən] | воровать, красть; прокрадываться |
stick [stɪk] | stuck [stʌk] | stuck [stʌk] | колоть(ся); приклеивать(ся); застревать |
sting [stɪŋ] | stung [stʌŋ] | stung [stʌŋ] | жалить |
swear [swɛə] | swore [swɔ:] | sworn [swɔ:n] | клясться; ругаться |
sweep [swi:p] | swept [swɛpt] | swept [swɛpt] | подметать |
swim [swɪm] | swam [swæm] | swum [swʌm] | плавать |
take [teɪk] | took [tʊk] | taken [‘teɪkən] | брать; отводить, отвозить |
teach [ti:tʃ] | taught [tɔ:t] | taught [tɔ:t] | учить, обучать, преподавать |
tear [tɛə] | tore [tɔ:] | torn [tɔ:n] | рвать(ся) |
tell [tel] | told [toʊld] | told [toʊld] | рассказывать; сказать (кому-то) |
think [θɪŋk] | thought [θɔ:t] | thought [θɔ:t] | думать, мыслить; полагать, считать |
throw [θroʊ] | threw [θru:] | thrown [θroʊn] | бросать, кидать |
understand [ʌndəˈstænd] | understood [ʌndəˈstʊd] | understood [ʌndəˈstʊd] | понимать |
undo [‘ʌn’du:] | undid [‘ʌn’dɪd] | undone [‘ʌn’dʌn] | развязывать; расстёгивать |
upset [ʌp’set] | upset [ʌp’set] | upset [ʌp’set] | расстраивать; нарушать |
wake [weɪk] | woke/waked [woʊk/weɪkt] | woken/waked [woʊkən/weɪkt] | просыпаться; будить |
wear [wɛə] | wore [wɔ:] | worn [wɔ:n] | носить, быть одетым |
win [wɪn] | won [wʌn] | won [wʌn] | побеждать, выигрывать |
wind [waɪnd] | wound [waʊnd] | wound [waʊnd] | виться; наматывать(ся); заводить(часы) |
write [raɪt] | wrote [roʊt] | written [rɪtn] | писать |
ВНИМАНИЕ! Некоторые глаголы могут быть правильными и неправильными одновременно. При этом их смысл может остаться прежним (wake-wokewaked-wokenwaked), а может измениться. Например глагол lie: lie – lay – lain – лежать (неправильный глагол); lie – lied – lied – лгать (правильный глагол).
Как видите, неправильные глаголы не совсем та тема, которую можно выучить быстро, один раз и навсегда. Это то, что требует вашего времени, усидчивости и методичности.
До новых встреч, друзья!