За пределами образовательных учреждений наше обучение не заканчивается. Кроме того, что приятно знать больше чем раньше, это еще и залог выживания в наш век. Поскольку мир развивается очень быстро и нужно поспевать, если хочешь достигать высот. Ведь без изучения нового и повышения квалификации тебя заменит человек, который с бОльшим энтузиазмом учится и применяет полученные знания и навыки.
И английский не исключение — навыки в английском требует каждая достойная позиция, сулящая материальное благополучие.
На самом деле, кроме сухой профессиональной необходимости, изучение английского языка для взрослых — это еще и прокачка логики, социальных навыков, а также расширение кругозора. В статье ответим на вопрос, можно ли выучить иностранный язык в зрелом возрасте, раскроем эти преимущества. А также обсудим преграды, которые становятся на пути студентов и вынуждают не начинать или забросить английский.
Ошибка людей, так и не начавших изучать английский, или начавших и бросивших, в том, что они изначально неправильно настроились и сдались в глубине души. Да, английский не изучится за месяц, это целый язык. Тем не менее, это не повод считать, что учить английский язык самое сложное, что человек когда-либо делал. Это реально для каждого, и миллионы людей разного возраста, изучивших английский до уровня свободного и комфортного общения — тому подтверждение.
Несмотря на это, люди сомневаются. Рассмотрим ряд типичных утверждений, которые мешают сделать первые шаги или продолжать учиться дальше.
Если студент взрослый, то наверняка это первое, что скажут злые языки или ровесники, не добившиеся успеха в английском. Мол, с возрастом информация усваивается хуже и хуже, дети лучше запоминают, если не учил английский в детстве, то эта дверь закрыта. Говорят, деградация способностей мозга начинается с 25 лет.
Что за магическое число? По-Вашему, Вы не научились новым навыкам после 25? Как же тогда люди старшего поколения научились пользоваться смартфонами и Интернетом на уровне, удовлетворяющем их потребности? То-то же. Значит, не поздно учить английский язык и после 50-ти лет. Вопрос только в том, КАК это делать. К слову, это тоже обсудим ниже.
Теперь сравним детей и взрослых в английском. Среднестатистический ребенок активен и быстро переключает внимание с одного на другое. Степень осознанности в действиях у детей ниже, чем у взрослых, согласитесь. Словом, ребенок рассеян. И это подтвердят преподаватели, работающие с детьми. То есть, у детей тоже есть серьезные трудности в изучении, ребенок не всегда впитывает информацию как губка, потому что еще не понимает, зачем учиться. В то время, как взрослый человек способен осознанно ставить цели. А когда знаешь, куда движешься, видишь ориентиры, двигаться легче.
Помимо того, взрослые привыкли к системам, то есть, им легче воспринимать язык как одно целое, как взаимосвязанные элементы, что облегчает как понимание языка, так и запоминание закономерностей. При достаточной практике, развитии автоматизма, система в голове студента начинает работать как часы. К слову, в распоряжении людей от 50 лет, как правило, больше времени. Что дает больше работать над английским и оттачивать навыки чаще и дольше, повышая шансы на овладение английским.
Подходы к студентам-детям и студентам-взрослым разные. Если посадить ребенка на занятие, где от него будут требовать навыков логики, дисциплины, концентрации, как у взрослого, это не принесет успеха: в этом люди лично убедились еще в общеобразовательных школах. То есть, детям и взрослым для качественного изучения английского нужна соответствующая степени зрелости методика. Ведь вопрос не в способности воспринимать информацию, а в виде, в котором подается материал.
Если вопрос в том, как окружение оценит саму идею изучения иностранного языка, ответ прост: как взрослый человек, Вы вольны выбирать занятия по душе. Всегда найдутся люди, которые скажут, что изучение английского языка бесполезно, что английский не понадобится. Но это мнение основано конкретно на их опыте, неудачах, на их образе жизни, работе и прочем. Если они вообще пытались учить английский и это мнение обосновано.
Почему ИХ мнение и неудачи должны влиять на ВАШЕ желание, если для Вас изучение английского актуально? Распространенный психологический барьер. Еще с детства человека учат зависеть от мнения других даже там, где это вредно. Школы или излишне строгое воспитание родителей развивают в человеке страх допустить ошибку, ведь в таком случае ждет наказание и презрение, о нас плохо подумают. Конечно, в зрелом возрасте уже не накажут за ошибки в английском. К этому времени мы и сами уже придумали себе наказание: студенту кажется, что он станет объектом насмешек или презрения, если допустит ошибку.
Первый шаг к преодолению этого барьера — осознать, что ошибки были, есть и будут, и даже у носителей английского. Посмотрите видео ниже: носители допускают такие ошибки, которые студент не допустил бы.
Вернемся к детям. Многие дети раскрепощенные в английском, хотя если послушать их речь, услышим сплошные ошибки. А детишкам все равно, для них главное, чтобы их поняли, донести идею. Их не волнует, насколько правильно построена речь. В итоге дети постепенно наращивают уверенность, и, пусть медленно, но исправляют ошибки. Это и ведет к успеху — раскрепощенность и постепенная работа.
Пусть следующее будет вторым шагом: поговорите с раскрепощенным ребенком на английском. Услышьте обилие ошибок и безразличие ребенка к ним. Потому что если адресат понял, о чем речь — миссия говорящего выполнена. Да, дети не осознают это в том виде, как написано здесь, это попросту природное интуитивное мышление, которое в этом случае правильное.
Еще раз: никто, особенно из носителей языка, не обращает такого внимания на ошибки, как Вы. Всем все равно, если выполняется основная задача — понятно доносите мысли. Поэтому когда ведете беседу или переписываетесь на английском, не задумывайтесь о правильности. Оставьте эти мысли на случаи, где они нужнее — при выполнении учебных упражнений. Там человек и отрабатывает навык до автоматизма, чтобы в дальнейшем не возникало неуверенности в общении на английском.
Осмелимся сказать, что это — враки. Поскольку английским занимается огромное количество людей разных возрастов, школы способны создавать группы и для студентов-детей, и для студентов-взрослых. Маловероятно, что придя на групповые занятия по английскому для взрослых, студент окажется в обществе школьников младших классов, подростков. Более того, на частные курсы в основном-таки и ходят зрелые люди, т.к. английский детям уже преподают в школе, а взрослым деваться больше некуда.
Если Вы свободно говорите на родном языке (а в Украине мы прекрасно используем даже два языка) — Вы способны выучить и больше. И для этого не нужно мыслить по-особенному. Людей делят на «технарей» и «гуманитариев». К сожалению, это накладывает ограничения на человека в плане уверенности в успехе в начинаниях. Однако, неспособность технарей к изучению языков — это миф, причем давно развеянный. Наверняка Вы слышали, сколько украинских айтишников сотрудничают с крупными американскими компаниями или вовсе туда переехали. Чем они не технари, освоившие английский? Или, например, те же украинские авиаконструкторы, работающие на американскую корпорацию Boeing?
Эти люди добились успеха в английском и используют его, улучшая свой уровень жизни. Один из секретов, как выучить английский взрослому, лежит в: понимании, зачем человек учит английский; наличии сферы для применения языковых навыков; упорстве; правильной методике. А вовсе не в том, что студент «не гуманитарий».
Здесь сразу стоит задать вопрос: а другие взрослые люди, у которых семья и работа, выходит, владеют кучей времени? Конечно, нет. Они выделили хотя бы минимум времени на английский, потому что оценили своё время и правильно им распорядились. Здесь важно, как человек относится к своему времени и что считает правильно использованным временем, относит ли занятия английским к этой категории.
Распишите, сколько времени и на какие вещи выделяете. Скорее всего, там окажется как минимум 3 часа в неделю, которые возможно заполнить занятиями английским. А если еще оценить досуг и отсеять не особо полезные или необязательные вещи, появится еще время, чтобы заниматься английским, что полезнее. Cтоит только задуматься о перспективах, которые открывает английский, вроде возможности сотрудничать с иностранной компанией, получать зарплату повыше, поменять род деятельности. Представьте конкретно и в красках. И постройте график занятий, расставьте приоритеты в соответствии с Вашими интересами.
Выделять время на английский стало легче, ведь теперь существуют занятия, в которых график управляем, появились онлайн-курсы, с которыми нет нужды тратить время на дорогу туда-обратно. Школы понимают степень занятости взрослых и стремятся создать оптимальные условия для людей, которые ценят время.
Это отголосок методики общеобразовательных школ, которые, к сожалению, давно и намного отстают от прогресса в области образования. И правда, зубрить правила, выполнять одни только письменные упражнения, заполнять тестовые задания — не самое интересное занятие. Английский нужен для общения и взаимодействия с уже ежедневной частью нашей жизни: видео, музыка и прочие достижения технического прогресса. Однако, самым важным остается общение на английском, которого так не хватало в школе за партой. Нам запомнилось отсутствие связи школьного английского с реальностью, запомнилась монотонность занятий.
Хорошие новости: в большинстве современных языковых школ уроки английского для взрослых уже другие. Упор делается на английский как инструмент устного общения. Например, в English Prime как не было, так и нет учебников с правилами, парт и прочего. Студенты коротко записывают материал, учитель объясняет и сразу начинается практика, где студенты взаимодействуют друг с другом, общаются. Даже те упражнения, где требуется многоразовое повторение одной и той же фразы, превращаются в общение, улыбку, смех. Английский становится веселым, ведь мир наконец понял, что взрослые — это в некой степени большие дети, которые тоже любят веселиться. При этом не упускаются и особенности мышления окрепших умов: систематичность, аналитика, логика.
Ничего не получится, если ничего не делать 🙂 Да, людям присуще бояться неизвестности. Ведь для абсолютного новичка английский не новизна, а неизвестность. Она и пугает. Студент вообще не знает, что будет учить, сколько учиться и конкретно каким образом заниматься. Однако, факт в том, что каждый когда-то учил язык с нуля или думал, как начать учить английский язык. И не сосчитать, сколько людей в конце концов преуспели, не сдавшись.
Чтобы избежать этого страха, узнайте, какие темы изучаются на начальном уровне. Во-первых, их не много и они простые. Во-вторых, когда знаешь, куда и какой дорогой идешь — становится легче, нет груза неизвестности. Что будет на высоких уровнях — не Ваша забота на начальных уровнях, не смотрите дальше, чем Вам нужно прыгнуть в данный момент.
На самом деле, материала для новичков с советами с чего начать учить английский язык и как заниматься уйма. Например, статьи Как выучить английский язык или Как научиться уверенно говорить на английском дадут пошаговые инструкции. На сайтах также доступна программа английского языка для взрослых: грамматические и лексические темы, чтобы начать изучать английский. Например, ExamEnglish или Test-English. Если все же хотите доверить это дело специалистам, выход очевиден — пойти в школу английского или обратиться к частному преподавателю и во время предварительной консультации попросить описать программу обучения начального уровня.
Ограниченность в доступных финансах не критическая преграда. Интернет пестрит бесплатными источниками, которые делятся материалом даже в бОльшем объеме, чем это требуется, и чем преподается на курсах. Английский для начинающих взрослых доступен по первой же ссылке. Как минимум в блоге English Prime десятки статей с грамматикой, лексикой и советами жаждут внимания 🙂 Youtube, Instagram, TikTok — соцсети и платформы полны каналов, посвященных английскому. Через повторение за людьми на видео также приобретается правильное произношение. На вопросы при изучении материала с радостью ответят на языковых форумах вроде WordReference, HiNative. Причем, зачастую отвечают сами носители.
Материал изучили — а как отработать? Вновь век технологии спасет положение! Учить английский язык с нуля можно на сайтах и в приложениях вроде Duolingo и Lingualeo, которые содержат бесплатные упражнения для отработки той или иной темы. С их же помощью можно построить и программу самостоятельного изучения, а также отслеживать прогресс.
Однако, на английском нужно общаться с реальными людьми, чтобы он становился не просто предметом изучения, а частью жизни и взаимодействия с социумом. Кроме других студентов, это стоит делать с носителями языка. Если нет возможности общаться с носителем в реальности, на личном опыте рекомендуем приложение Hello Talk (Google Play, App Store), которое хорошо показало себя со стороны разнообразия людей и их вовлеченности в общение.
Эти источники при ответственном подходе помогут начать учить английский язык самостоятельно и накачать английскую мышцу до достойного начального уровня, чтобы сэкономить на начальном уровне и пойти в языковую школу на уровень повыше, и там попутно с изучением нового материала добить и возможные пробелы в начальной программе.
Часто взрослые переживают, что, например, в рабочей среде, не смогут конкурировать в английском с людьми, которые начали учить английский раньше них. Мол, зачем пытаться, я уже не дотянусь до их уровня. Как правило, это не подкрепленное фактами мнение на основе того, что пара-тройка знакомых из окружения человека владеют английским на каком-то уровне. Но если посмотреть насколько это количество маленькое в сравнении с теми, кто не говорит по-английски…
К счастью для Вас и к несчастью для восточноевропейских стран, тянуться до среднестатистического уровня в этой части мира недолго: в рейтинге стран по уровню английского у населения, Украина на 2020 год занимала 44-е место из 100 возможных, при чем у соседних стран дела не лучше.
Так что, скорее всего, тем, кого Вы считаете профи в английском, тоже еще трудиться. Это делает каждого новичка потенциально достойным конкурентом в области английского. Возможно, Вы примете непосредственное участие в повышении статистики.
Еще одно отличие между детьми и взрослыми в пользу последних — высокий уровень мотивации. Мы лучше понимаем свои желания и у нас есть цели, что повышает шанс взрослого на успех по сравнению с ребенком. Насильно взрослого на английский уже не потащишь. Значит, человек учит английский, потому что мотивирован. Залог успеха — не забыть, почему хотите изучать английский, и в ходе обучения оборачиваться назад: смотреть, сколько прошли, сравнить себя вчерашнего и сегодняшнего. И понять, что если остановитесь, то зря потратили все то время, что позади. Эта осознанность и способность к самомотивации — золотой ключик, с которым Вы идете по дороге к сундуку под названием «успех в английском».
Плюс изучения английского во взрослом возрасте в сравнении с детством — способность самостоятельно следить за своей дисциплиной. Отчасти это связано с бОльшей степенью осознанности, отчасти — с мотивацией. Факт состоит в том, что взрослому легче сконцентрироваться, при том, что никто и не принуждает к этому. А способность к самодисциплине и контролю внимания — не последний фактор успеха в усвоении материала и овладении навыками английского.
Английский для взрослых — система и логические связи. Развивающемуся мозгу, который еще не научился мыслить логически и систематизировать знания, сложнее понимать материал и раскладывать информацию по полочкам, упорядочивая её, чтобы в итоге без труда отыскать, когда понадобится. Взрослый же человек здесь выигрывает, поскольку окрепший мозг понимает, что систематизация — оптимальный метод управления информацией. Соответственно, местами память зрелого человека выигрывает у детей, ведь последние в процессе изучения более хаотичны и обучение проходит скорее интуитивно.
Выше уже говорилось, что ребенку в общем-то и не важно, насколько правильна его речь. Мол, задача — донести суть, это и делаем. И это, бесспорно, прекрасное решение, ведь так развивается уверенность и раскрепощенность. В то время как взрослые ничего не могут поделать с жаждой правильности, если есть ошибка — надо исправить. Это хорошо с той точки зрения, что во взрослом мире все же больше обращают внимание на ошибки, пусть в конечном счете важна сама информативность, а не грамматика. Однако, и взрослому не стоит делать из мухи слона, ведь ошибки свойственны всем. Над ними нужно работать, но не делать из них трагедию и запинаться на каждом слове, чтобы обдумать правильность. Автоматизм в грамматике приходит с опытом.
По достижении сравнительно высокого уровня, студенты изучают понятия, неведомые для детей. Это проблематично для последних, ведь непонимание отдельных вещей влияет на целостное восприятие материала, а значит и на запоминание, и на использование, и на распознавание. Человек с багажом опыта и знаний, в распоряжении которого объемный словарный запас в родном языке, способен понять в английском больше, чем ребенок.
Благо, подход к английскому языку уже другой, нежели был в наши школьные годы. Преподаватели понимают, что важно и читать, и писать, и слушать, и говорить. При чем, последний навык — самый важный. Многие преподаватели наконец пришли к этому, и теперь бОльшая часть школ английского преподают английский с упором на устную практику. Например, в English Prime ни один блок нового материала не проходят без обязательной устной тренировки с составлением студентами собственных примеров. Исходя из этого, изучение английского для взрослых сейчас, возможно, даже будет эффективнее, чем по книжкам пятнадцать лет назад.
В отличие от детей, взрослые отвечают сами за себя и сами распоряжаются временем. То есть, прежде чем приступить к английскому, студент сам выбирает, когда и как часто заниматься, что можно сдвинуть по времени, а что нельзя. Конечно, к рекомендациям преподавателей в организационных вопросах стоит прислушиваться, но в зрелом возрасте у человека больше свободы влиять на процесс обучения, а также выбирать преподавателя. В детстве мало кого спрашивают, когда ребенку удобнее заниматься, какую длительность занятия хочет, и когда хочет отдыхать.
Помимо того, перед нами уйма направлений английского с отдельной лексикой и стилем, остается выбрать, что будет полезнее. В школе программа идет четко по накатанной. Даже в старших классах, когда уровень ученика должен позволять выбирать направление, школьникам не предлагают записаться в группу бизнес-английского, технического английского и прочих ответвлений.
Очевидно, что в зрелом возрасте только от самого человека зависит, по карману ли тот или иной вид занятий. Да и сам английский становится дешевле.
Наличие собственных финансов и возможности ими распоряжаться скорее благоприятно влияет на шанс попрактиковаться. Английский используется в путешествиях, при визите к заграничным родственникам. При желании люди даже проходят обучение в языковых школах заграницей, где хочешь не хочешь, а заговоришь, и заговоришь хорошо.
Кто знает, возможно, английский вдохновит взрослого, который считает, что в жизни не осталось ничего интересного, вытащит человека из ежедневной рутины однообразных действий. Новинка в виде английского способна заставить человека начать мыслить иначе и в 60+ лет. Вот он, свежий воздух, дыши не хочу!
Методики изучения английского языка для взрослых многочисленны. Однако, поскольку самый распространенный способ общения — устная речь, English Prime считает коммуникативный метод самым действенным в изучении английского языка, при чем как для взрослых, так и для детей. Суть метода состоит в концентрации на общении по-английски, то есть преобладании практики над теорией. Конечно, перед общением подается теория, новый материал, который впоследствии и используется в разговорах и примерах студентов. Во время практики, соответственно, студенты работают и над Speaking, и над Listening за счет того, что слушают напарников. Дальше материал закрепляется в домашнем задании, где человек составляет еще больше примеров и таким образом окончательно запоминает информацию и отрабатывает письменные навыки. Такая смесь уделяет внимание всем навыкам с критической значимостью.
Естественно, нет методики без недостатков. За счет того, что коммуникативная методика не так яро концентрируется на теории и грамматике во время практики, возможны пробелы с точки зрения правильности речи. Однако, как уже говорилось выше, ошибки были и будут всегда. Наверстать грамматику никогда не поздно. А вот уверенность не всегда присутствует у студентов. И коммуникативная методика направлена на развитие уверенности человека. Дело в том, что если не начать работать над раскрепощенностью и уверенностью в разговоре на английском с самого начала, то впоследствии студент хоть и накопит знания, но использовать их не сможет из-за страха и отсутствия опыта общения на английском. А работать над уверенностью труднее, чем над грамматикой.
Все easy. Конечно, на начальном уровне стоит изучать базу, общую для каждого направления английского. Уже начиная с крепкого Pre-Intermediate можно потихоньку выбирать «специализацию» в английском.
Отталкивайтесь от целей, которые преследуете, и потребностей. Курсы английского для взрослых предлагают варианты под каждую категорию населения. В одном только English Prime студенты выбирают среди следующих курсов:
Как видим, и одна школа способна предложить широкий перечень услуг, которые варьируются от школы к школе. Студентам остается только понять, зачем лично им английский, изучить основы и добиться в них успехов, а дальше выбирать, что будет полезнее в их частном случае.
Английский язык с нуля для взрослых реален. Аргументы в статье доказывают, что во взрослом возрасте шансы на успех в некоторой степени даже выше. Главное — вера в себя, четкое намерение и цель, представление о том, по какой программе будете идти, и систематичность. Кратко повторим ключевые пункты:
Надеемся, что рекомендации в статье помогут каждому сомневающемуся читателю понять, с чего начать учить английский взрослому, и сделать первый шаг на пути к бесспорно достойной цели — овладеть английским. А тем, кто начинал, но забрасывал, они вернут мотивацию и уверенность в себе.
The first step is the hardest! 😉